бриф создание сайта

Бриф на сайт: Составляем идеальный бриф на разработку сайта

  • Веб-разработка

  • 1 мин чтение

До запуска разработки и дизайна сайта крайне важно, чтобы ваши требования были изложены на бумаге. Так, общаясь в будущем с разработчиками и дизайнерами, вы сможете яснее объяснить, что именно вам нужно. Не исключено, что ваши представления о желаемом формате, оформлении и наполнении веб-ресурса могут поменяться несколько раз в ходе такого обсуждения.

В помощь заказчикам (и себе, в том числе) разработчики всегда предлагают заполнить документ в форме опросника - бриф на сайт. «Бриф» предполагает, что информация в опроснике излагается максимально кратко и четко, без обобщений. Если вы заказчик - обязательно заполните бриф, чтобы зафиксировать свои основные пожелания. Если вы исполнитель, и до сих пор не работаете с такой полезной штукой, как бриф сайта - самое время начать.

Бриф на сайт представляет собой документ в письменной форме, в котором обобщается вся необходимая информация о проекте. Любой проект, как правило, начинается с составления краткого плана действий, чтобы сформулировать основные цели работы и обрисовать желаемый конечный результат. Следовательно, до того, как вы начнете разрабатывать веб-ресурс, у вас под рукой должна быть стратегия проекта, в емкой и четкой форме изложенная в виде брифа.

В брифе фиксируются руководящие принципы разработки сайта: сведения о ресурсе и заказчиках, цели, требования и технические указания. А еще такой опросник объединяет заказчика и всех исполнителей, занятых в разработке сайта, в единую команду, четко представляющую, к какому завершению должен прийти проект в соответствии с пожеланиями заказчика. Коротко говоря, в брифе должны быть отражены ответы на главные вопросы существования сайта - кто, что, где, когда и зачем.

Форма брифа может меняться в зависимости от того, нужна ли заказчику полная разработка сайта (вместе с дизайном) или, скажем, только дизайн. Вопросы, включенные в бриф на разработку и бриф на дизайн сайта, как правило, определяет исполнитель проекта в зависимости от задачи. Нет единой, общеобязательной формы опросника, но есть несколько ключевых аспектов, которым просто необходимо уделить внимание.

Бриф на разработку сайта

Общий бриф на создание сайта помогает определить цели и задачи проекта. В качестве обязательного минимума для такого брифа можно выделить пять информационных блоков.

1. Сведения о компании.

Это самая формальная часть брифа, в которой следует прояснить ключевые «рабочие» моменты. Здесь обязательно указывается наименование и род деятельности компании-заказчика, контакты, юридический и фактический адрес. Бывает, что некоторые исполнители просят описать историю развития фирмы - год основания, цели, краткосрочные и долговременные перспективы, изменения в сфере деятельности. Иногда эта информация не имеет значения ввиду своей неактуальности, а иногда позволяет понять исполнителю, что из себя представляет заказчик и как создать идеальный веб-ресурс, отражающий специфику его компании.

Кстати, мы занимаемся разработкой сайтов!

Подробнее

Основной блок с информацией о заказчике всегда расположен в начале документа и выглядит примерно так:

Пример брифа

2. Сведения о проекте

В этом блоке предлагается тщательно продумать следующие аспекты:

  • Зачем нужно создавать сайт?
  • В чем сайт должен вам помочь?
  • Каких результатов вы хотите достичь, используя сайт для продвижения ваших товаров или услуг?
  • Каковы сроки разработки сайта?
  • Какой бюджет заложен в разработку сайта?
  • Как вы представляете себе структуру сайта? Какие блоки или разделы хотите включить?
  • Что должны видеть на сайте посетители?

3. Старый сайт vs новый сайт.

На данном этапе разберитесь, с чем предстоит работать. Иногда требуется просто обновить дизайн сайта или перестроить его структуру, сохранив основные функциональные блоки. Иногда - создать сайт с чистого листа.

Если сайт уже есть, но его нужно переработать, расскажите в опроснике:

  • Когда был разработан старый сайт?
  • Какова посещаемость сайта?
  • С каких устройств можно зайти на сайт?
  • Что нужно улучшить в старом сайте?
  • Что нравится в старом сайте?
  • Что бы хотелось перенести из старой версии в новую, а что добавить?

Если сайт создается заново:

  • Для чего нужен новый сайт (снабжать информацией, побуждать посетителей к приобретению услуг, продвигать бренд, поднять продажи и т.д.)?
  • Сколько страниц должно быть на сайте?
  • Какой контент будет часто обновляться?
  • Каким должен быть «призыв к действию» (позвонить, заказть консультацию, связаться по электронной почте, купить товар и т.д.)?
  • Нужна ли интеграция со сторонними сайтами и системами?
  • Нужна ли версия на иностранных языках?

Ниже представлен пример брифа с информацией о сайте. Посмотрите, в каком порядке расположены вопросы, и каким аспектам разработки сайта из всех перечисленных выше вопросов уделено особое внимание:

Пример брифа для разработки сайта

4. Примеры понравившихся сайтов

Это очень важный пункт для исполнителя, так как помогает с профессиональной точки зрения оценить плюсы и минусы чужих разработок и понять, почему они нравятся заказчику. Бывает, что заказчик полностью делегирует исполнителю полномочия в технической части - определить вид функциональных блоков, модулей, систему управления сайтом и прочие технические аспекты. Поэтому не лишним будет банально поделиться с исполнителем парой-тройкой примеров из Интернета и рассказать, почему они так приглянулись. Возможно, заказчику нравится, как структурирована навигация, или как красиво затемняется элемент страницы при наведении курсора. Все эти моменты оговариваются в ходе обсуждения с исполнителем.

5. Исходные материалы

В этом блоке дается информация обо всем, что поможет выделить компанию-заказчика среди конкурентов и создать уникальный по стилевому оформлению и наполнению сайт. У компании может быть заранее продуман фирменный стиль, оформление бренда, средства демонстрации продукции или услуг. Исходные материалы для исполнителя - прочный фундамент, на котором будет строиться разработка и дизайн сайта. Нужно указать следующее:

  • Есть ли у компании логотип; продуманы ли фирменные цвета и шрифты для оформления?
  • Как компания собирается демонстрировать продукцию (собственные фотографии, видео, иллюстрации, баннеры)?
  • Нужно ли разрабатывать логотип, иконки, всплывающие окна и т.д.?

Вот какие вопросы может (и должен) прояснить исполнитель, чтобы создать идеальный бриф сайта, соответствующий ожиданиям заказчика:

Пример брифа по исходным материалам

Бриф на дизайн сайта

Помните, что дизайн сайта определяют не только стиль и расположение элементов на странице, но и назначение веб-ресурса, его цель и ориентированность на потребителя. Бриф на дизайн сайта должен быть настолько детальным, насколько позволяет краткая по природе форма опросника. Заполненный бриф - это, по сути, гарантия того, что конечный продукт будет соответствовать ожиданиям заказчика. Чем подробнее ответы, тем выше вероятность того, что он получит именно то, что ему нужно.

Что произойдет, если приступать к дизайну без предварительного заполнения брифа? Монополия на оформление сайта полностью перейдет в руки дизайнеров. А ведь вероятность того, что видение заказчика и дизайнера совпадет, катастрофически мала. Заказчик рискует получить готовый сайт, который совсем не соответствует его ожиданиям. Проект придется переделывать, а это может вылиться в ощутимые траты и нескончаемую вереницу правок.

Вот как это обычно происходит: вы решаете заказать разработку сайта и забываете (или не считаете нужным) упомянуть, что на сайте обязательно должна быть, к примеру, кнопка регистрации личного кабинета. Вам кажется, что это очевидно - ведь на всех продающих сайтах есть такая кнопка, следовательно, дизайнер сам встроит ее в ваш будущий сайт. На самом деле, это не так. Не существует единого набора элементов, которые встраиваются на странице «по умолчанию». Всегда необходимо указывать все свои пожелания, чтобы потом не переплачивать за исправления, не откладывать запуск проекта и, в целом, избежать подобного отрицательного опыта.

Бриф, в котором заказчик описывает предпочтительный дизайн сайта, должен включать следующие блоки:

бриф целевая аудитория

1. Целевая аудитория

Каким вы представляете себе идеального клиента? Возможно, вы уже изучили конъюнктуру рынка и знаете, что нужно потребителю. Укажите конкретные характеристики целевой аудитории и товары/услуги, которые ей интересны. Если целевая аудитория распадается на несколько групп, стоит отдельно отметить каждую из них, конкретизируя демографические характеристики потребителей и ваши личные ожидания от их обслуживания.

Не лишним будет отметить и своих прямых конкурентов, их методы ведения бизнеса и распределение целевой аудитории в сфере, в которой заняты вы и ваши конкуренты. Исполнитель сможет проанализировать дизайнерские решения в разработке страниц ваших конкурентов и предложит вам уникальные решения для дизайна вашего сайта

2. Структура сайта

Любой сайт состоит из стандартного набора элементов страницы - шапка (хедер), меню, боковая часть (сайдбар) и подвал (футер). Пожелания в оформлении каждой части структуры сайта следует прописать отдельной строкой. При выборе оформления заказчик также может руководствоваться примерами понравившихся сайтов. Можно отдельно выделить варианты оформления, которые вы точно не хотите видеть на своем веб-ресурсе. В рамках брифа такая категоричность только к месту, и исполнителю будет легче ориентироваться в общей массе вариантов. Порой, действуя от противного, удается найти уникальное дизайнерское решение.

В брифе можно и нужно отразить специфику наполнения сайта. Возможно, вам потребуется включить в веб-страницу новостной раздел, блог, интерактивную карту, афишу мероприятий, форум, кнопку онлайн-бронирования? Эти и еще масса элементов определяются исходя из конкретной сферы деятельности и перспектив развития компании.

структура брифа

3. Общие пожелания по стилю

В данном случае, «общее» довольно быстро, с профессиональной подачи исполнителя, переходит в «частное». Грамотно составленный бриф выносит на обсуждение ключевые элементы оформления: цветовую гамму, графику, форму блоков. Из общих представлений заказчика исполнитель формулирует конкретные «да» или «нет» в дизайне, в рамках которых он должен действовать. Как уже отмечалось выше, если у компании есть продуманный стиль оформления, логотип и цветовая гамма, дизайнер будет отталкиваться от них. Продукцию одних компаний идеально продемонстрирует плоский дизайн, для других нужно нечто креативное и замысловатое. Если заказчику хочется видеть плавные, обтекаемые формы кнопок и иконок, важно уточнить это на этапе заполнения брифа - иначе на переделку уйдет много времени, денег и нервов заказчика.

Общие пожелания заказчика по брифу

Пара важных замечаний

Помните, что создание брифа - это, в первую очередь, командная работа исполнителя и заказчика. Исполнителю ни в коем случае нельзя бросать заказчика в одиночестве, ведь именно профессионал может предложить возможности для разработки и дизайна сайта.

Да, это сложно - собрать и структурировать такой объем информации в одном коротком документе. Однако это значительно упрощает творческий процесс, позволяет разработчику сосредоточиться на уникальном решении для конкретного сайта, а заказчику - критически подумать о том, насколько важен сайт для продвижения компании.

Скачать пример брифа на сайт

Скачать пример брифа на создание сайта >>

Скачать пример брифа на дизайн сайта >>

Читайте следующую статью

Заголовок статьи

Тренды UX и UI дизайна в 2019

  • Дизайн

  • 1 мин чтение

Еще статьи в этой категории

Веб-разработка

Стоимость создания сайта: считаем вместе

В этой статье мы решили поделиться информацией о том, как формируется стоимость создания сайта и какие расценки можно назвать безопасными.

Веб-разработка

Создание сайта на шаблоне: плюсы и минусы шаблонного сайта

В процессе продвижения бренда или услуг компании, проекта, стартапа перед каждым рано или поздно встает выбор между уникальным дизайнерским решением и готовым шаблоном сайта.

Веб-разработка

Прототип сайта: создание прототипа с примерами и инструментами

Как объяснить заказчику, каким будет его будущий сайт? Какие элементы будут размещены на странице, и в каком порядке? Ответ прост. Если нужно схематично изобразить страницу сайта, вам поможет прототипирование.