Дизайн мышление

Дизайн мышление: технология, методы и инструменты

  • Дизайн

  • 1 мин чтение

После более чем 4 лет работы руководителем дизайн-студии, дизайн-мышление стало для меня естественным способом решения сложных задач. Если вы начинающий дизайнер или специалист, работающий в этой области, и если вы хотите разобраться, что представляет собой дизайн-мышление, этот пост для вас.

В этой статье я хочу сосредоточиться на высокоэффективных концепциях и практических советах. Существует множество критериев, характеризующих правильный процесс дизайн-мышления, и если бы я подробно останавливался на каждом, текста хватило бы на целый роман. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить более подробные ответы, можете написать мне на почту: oleg@waytostart.ru.

Дизайн-мышление – это метод решения задач, ориентированный на интересы пользователя. Не мудрите с понятием «пользователь»: это человек, для которого предназначен ваш дизайн.

дизайн мышление

Некоторые дизайнеры полагают, что слово «пользователь» несет в себе ограниченное значение. Объясняют они это тем, что это понятие не очень точно отражает сложности и характеристики человеческого существования. Хотя я и вижу смысл в подобных рассуждениях, я считаю, что «пользователь» – идеальное слово. Оно фокусирует внимание на субъекте, который будет пользоваться разработанным вами продуктом.

То, как мы осознаем необходимость осмысленного дизайна и полностью фокусируемся на людях и их уникальных характеристиках, и есть дизайн-мышление.

Можно выделить шесть основных шагов на пути к формированию дизайн-мышления в общем смысле, в котором оно понимается в дизайн-индустрии. Я добавил еще один шаг: «ДИЗАЙН».

Разве можно развить дизайн-мышление без самого дизайна?

ШАГ 1: Эмпатия

Самый важный аспект дизайн-мышления – эмпатия по отношению к пользователю, для которого вы разрабатываете свой продукт. На практике «проявить эмпатию» означает поставить себя на место пользователя: учитывать его желания, потребности, цели, окружение и болевые точки. Чем больше вы сможете узнать о пользователе, тем эффективнее будет ваше решение.

Важно помнить, что ключ к овладению эмпатией – никогда не делать предположений. Иногда вам, возможно, придется выдвигать гипотезы о пользователях, но такие гипотезы всегда должны подтверждаться исследованиями пользовательской аудитории. Так вы убедитесь, что создаете правильный дизайн для правильных пользователей.

дизайн мышление

Итак, как же этот процесс выглядит на практике? Скажем, вам нужно опросить людей, которые будут использовать ваш продукт. В реальной жизни исследователи часто проводят опрос среди 10-30 человек. В ходе опроса необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Цели: Чего хочет достичь ваш пользователь?
  • Желания: Что нужно пользователю? Чем бы ему хотелось обладать?
  • Потребности: Без чего пользователю не обойтись?
  • Окружение: Какова обстановка/среда, в которой находится пользователь, и как она могла бы повлиять на дизайн?
  • Болевые точки: Как вы можете облегчить жизнь пользователю и сделать ее комфортнее?

ШАГ 2: Постановка задачи

Получив четкое представление о пользователе, вы применяете полученные знания, глубоко погружаясь в его переживания и опыт, чтобы сформулировать проблему, которую вы собираетесь решить. Когда речь заходит о постановке задач, не стоит мыслить слишком широко (иначе задачу невозможно будет решить) или слишком узко (иначе ваш творческий потенциал и выбор резко сократятся).

В дизайн-индустрии есть один прекрасный способ, который поможет вам выработать правильное понимание задачи.

«Как это можно сделать»

Метод называется «How might we» (или сокращенно HMW) – дословно в переводе с английского «как мы могли бы это сделать…» Этот способ поможет вам превратить вопрос в задачу практического характера. Чтобы метод принес свои плоды, необходимо спросить себя: не слишком ли узко вы обозначили задачу – так, что она ограничивает возможности выбора? Или слишком широко – настолько, что к ней и вовсе невозможно подобраться?

дизайн мышление

Вот вам пример:

Вы – владелец интернет-магазина, у которого много посещений, но ни один человек так и не нажал на кнопку «купить». Следовательно, вам хочется изменить ее внешний вид так, чтобы она привлекала больше внимания.

Вы обозначаете задачу: «Как можно сделать эту кнопку синей?» – и вот, ваш творческий потенциал сократился до одного решения: сделать кнопку синей.

А что насчет такой задачи – «как можно переработать дизайн интернет-магазина?» Это прекрасная задача, но слишком широкая для решения текущей проблемы. Вам ведь нужно усовершенствовать сайт, а не целую индустрию (но инициатива похвальная!).

Вот как лучше всего обозначить вопрос: «Как можно привлечь внимание большего числа покупателей к кнопке «купить» и увеличить продажи?» Ну, можно сделать эту кнопку больше, перекрасить в красный, рельефно оттенить, сделать так, чтобы она "прыгала" при наведении на нее курсора, да что угодно.

Пример несерьезный, но на нем видно, насколько эффективен способ HMW.

ШАГ 3: Генерация идей

Это самая занимательная часть дизайн-мышления. Вам предстоит придумать решение своей проблемы. Теперь, в зависимости от того, какую задачу вы пытаетесь решить, можно приступать к конкретному виду мозгового штурма.

Мне, например, удобнее всего сформулировать задачу на доске, взять стопку стикеров и набросать кучу идей. Суть не в том, чтобы выглядело красиво, а в том, чтобы быстро и четко передать идею.

Как только поймете, что мозг исчерпал запас идей, сделайте шаг назад и постарайтесь сгруппировать свои идеи по темам. Затем выберите 2-3 идеи, которые вам понравились больше всего, и развивайте их.

На работе я еще пользуюсь быстрым и нечестным методом, который я называю «восьмерка». Я складываю листок бумаги так, чтобы получилось восемь квадратов. И в каждом вырисовываю по одной безумной идее, которыми затем делюсь с коллегами.

Как видите, есть много способов мозгового штурма. Прелесть в том, что не бывает неправильных или плохих идей. Цените свои творческие способности и пользуйтесь ими.

ШАГ 4: Дизайн

Теперь, когда у вас есть 2-3 идеи, которые вы хотели бы воплотить в жизнь, разработайте решение. Если речь идет о веб или мобильном продукте, то для создания элементов интерфейса можно использовать такие приложения, как Figma, Sketch, Illustrator или Photoshop. Существует бесчисленное множество вариантов.

ШАГ 5: Создание прототипа

Замечательно, что вы дошли до этой стадии и до всякого рода красивых украшательств – но они все еще статичны. У вас не получается нажать "Купить" и сделать так, чтобы кнопка произвела нужный эффект. Именно здесь на сцену выходит прототипирование, и ваши проекты начинают претворяться в жизнь.

дизайн мышление

Существует множество инструментов для прототипирования; чаще всего в индустрии используются Invision, Figma, и Adobe XD. Но дело не в том, какую программу вы используете, а в том, насколько эффективно вы можете донести свои идеи.

Кроме того, идеи можно облечь в интерактивную форму, чтобы тестировщики смогли прочувствовать, как разработанные продукты будут материализовываться в реальном мире.

ШАГ 6: Тестирование

Вы закончили разрабатывать проект, и теперь можете протестировать его вместе с пользователями. Теперь можно увидеть, какое впечатление на них производит ваша работа, получить от них честные отзывы и предложения, которые вы сможете затем учесть в своих разработках.

Дизайн – удивительный процесс, потому что он никогда не заканчивается. Всегда можно улучшить проект; а чтобы достичь наилучших результатов, важно представить не тот дизайн, что нравится вам, а тот, что понравится пользователям.

ШАГ 7: Запуск

И вот, наконец, вы несколько раз переработали проект, основываясь на полученных отзывах, и готовы отправить его в свободное плавание. Вы привлекли к работе маркетологов, юристов и разработчиков, чтобы воплотить свой проект в жизнь.

Фух, мы это сделали! Дизайн-мышление поможет вам вдохнуть жизнь в свои идеи. Помните об этом, чтобы на полную использовать свой творческий потенциал и гордиться своими безумными идеями.

Читайте следующую статью

Заголовок статьи

21 ошибка при создании сайта и как их избежать? Создаем хороший сайт.

  • Веб-разработка

  • 1 мин чтение

Еще статьи в этой категории