+7 (499) 372 - 27 - 07

Веб-разработка

Техническое задание на разработку сайта: пример, образец и требования

Техническое задание на разработку сайта: пример, образец и требования

Взаимопонимание между заказчиком и исполнителем — гарант эффективного сотрудничества и хорошего результата.

Увы, заказчики небольших проектов часто оставляют этот пункт без внимания, ограничиваясь общим описанием задачи. В этой статье мы расскажем, почему не стоит так делать, как правильно составить ТЗ и зачем это в принципе нужно.

Для чего нужно техническое задание

Техническое задание на разработку сайта — документ, необходимый обеим сторонам: он упрощает жизнь и заказчику, и исполнителю. Тому есть несколько обоснований.

Кстати, мы занимаемся разработкой сайтов!

Подробнее

Позволяет избежать недопонимания. Восприятие один и тех же понятий может кардинально различаться у разных людей. Эпитеты "красивый", "удобный" и "функциональный":

  1. Абсолютно неинформативны.
  2. Могут трактоваться по-разному.

Если описывать задачу подобным образом, представления о результате у исполнителя и заказчика с большой долей вероятности просто не совпадут. Это чревато ухудшением взаимоотношений: одна сторона будет считать, что не получила хорошего результата и зря потратила деньги, другая — что её используют для постоянных правок из-за непонятных капризов.

тз разработка сайта

Подробное ТЗ с объяснением каждой детали не оставит места для субъективной оценки.

  • Экономит время и бюджет. Этот пункт вытекает из предыдущего — постоянные правки отнимают драгоценное время, а иногда требуют доплаты, если задача описана в общих чертах и может трактоваться по-разному.
  • Даёт эффективный результат. Работа над техническим заданием позволяет увидеть задачу со стороны и лучше понять её. Это понимание, в свою очередь, позволяет чётче определить необходимую функциональность.
  • Гарантирует результат. Если согласованное ТЗ конкретно и объективно описывает задачу, исполнитель обязан следовать ему и любые несоответствия корректировать бесплатно.

Как видите, этот этап подготовки имеет колоссальное значение, поэтому им не стоит пренебрегать.

Кто составляет техническое задание

Фактически ТЗ на разработку сайта может составляться был человеком, но вот качество готового документа в таком случае остаётся под вопросом. Будет лучше, если за дело возьмётся опытный человек — например, проект-менеджер: так вы не только получите задание, но и сможете проверить компетентность разработчика.

тз создание сайта

Если задание путанное, наполнено туманными объяснениями с минимальной конкретикой, это повод задуматься о профессионализме выбранной компании. Это спасёт вас от бесперспективного сотрудничества.

В идеале заказчик и разработчик работают сообща. Вы набрасываете черновой вариант, в котором описываете основные критерии будущего проекта — потом этот документ станет основной для чистовой версии.

Большую же часть работы берёт на себя исполнитель. Опытный проект-менеджер знает, из каких этапов состоит работа над сайтом, поэтому сможет оформить ТЗ лучше владельца бизнеса, который рискует упустить какие-то нюансы.

Разработчик может предложить вам заполнить — анкету с наиболее существенными на его взгляд вопросами. После согласования техническое задание утверждается и используется по прямому назначению.

Формат и структура технического задания

Формат и структура ТЗ на разработку сайта могут варьироваться, но есть несколько общих правил оформления. Им стоит следовать — это упрощает и написание, и трактование, и, в последующем, разработку сайта.

Формат технического задания

Документ может создаваться в любом текстовом редакторе. Наиболее популярными являются Microsoft Word и Google Docs. Особенно удобно работать во втором сервисе — доступ к просмотру и редактированию осуществляется по ссылке, поэтому можно в любой момент создать примечание или внести правку.

техническое задание разработка сайта

Из общих правил оформления можно выделить:

  • Структурированность — текст должен делиться на абзацы, содержать подзаголовком и списки для большей читаемости;
  • Следование типографическим нормам оформления печатного текста.

В любом случае главное — удобство для обеих сторон.

Структура и объём технического задания

Чёткого регламента на объем технического задания на разработку сайта нет: это показатель зависит от типа проекта, его сложности и масштабов. А вот структура примерно одинакова во всех случаях.

  1. Введение. В вводной разделе содержится основная информация о сайте и его назначении: заказчик знакомиться исполнителя с проектом.
  2. Назначение. Здесь стоит описать задачи, которые должен выполнять сайт: корпоративный — рассказывать о компании, лендинг — увеличивать конверсии, интернет-магазин — продавать. На первый взгляд кажется, что этот пункт очевиден и не требует отдельного раздела, но это не так.
  3. Структура. Здесь указывается количество разделов и название каждого из них, дополнительно — короткое описание.
  4. Содержание разделов и страниц. Большая часть ТЗ отводится под подробное описание каждой страницы будущего сайта.
  5. Технические требования. В этой части нужно рассказать, как должна работать готовая площадка: будет ли у неё версия под мобильные устройства, под какие браузеры она создаётся и так далее.
  6. Сценарии использования — кто, как и зачем будет заходить на сайт.
  7. Контент. Этот пункт носит опциональный характер: можно уточнить, кто и когда будет заниматься наполнением страниц, но это не обязательно.
  8. Условия. Это завершающий раздел, в котором указываются сроки подготовки и сдачи проекта, в том числе время, выделенное на каждый этап.

Есть ли специальные требования для написания ТЗ

Специфических требований для ТЗ на создание сайта нет. Зато есть список советов, которые помогут немного лучше понять задачу.

техническое задание разработка сайта

Первый совет. Добавляйте в задание объективные критерии оценки результата — это то, о чём мы говорим на протяжение всей статьи.

— Нет: "Сайт работает быстро".

— Да: "Страница загружается за n-секунд при стабильном подключении к сети".

Второй совет. Отдавайте предпочтение развёрнутым описаниям.

— Нет: "Поиск должен быть удобным".

— Да: "Поиск по сайту должен содержать n-фильтров и сортировку выдачи по n-критериям".

Третий совет. Добавляйте в ТЗ на создание сайта информацию о дополнительных инструментах. Если вы хотите задействовать на площадке что-то сверх базовой функциональности (e-mail рассылка, социальные сети), опишите, как это должно выглядеть и работать.

тз разработка сайта

Четвёртый совет. Задание должно быть подробным, но лаконичным. Не стоит перегружать документ деталями, за которыми потеряется основной смысл, усердствовать со сложной терминологией и описаниями.

Пятый совет. Все моменты, касающиеся дизайна, в ТЗ нужно добавлять крайне осторожно. Дизайн — исключение из правила в предыдущем пункте: в этом случае все элементы должны описываться максимально подробно, вплоть до размеров и оттенка декоративных элементов.

Пример технического задания

В интернете немало шаблонов ТЗ для создания сайта, но мы решили поделиться собственным примером — используйте его для того, чтобы понять принцип создания документа.

В конце статьи, вы сможете скачать word-документ с примером технического задания.

Пример: Техническое задание на разработку сайта интернет-магазина косметики.

1. ВВЕДЕНИЕ

В документе содержится техническое задание для разработки сайта интернет-магазина магазина косметики N. Бренд занимает нишу 12 лет и специализируется на офлайн-продажах. Продукция ориентирована на молодых людей 16-25 лет, компания предлагает линейки для аллергиков и веганов.

2. НАЗНАЧЕНИЕ

Основная задача интернет-магазина — прямые продажи, однако сайт также будет использоваться формирования имиджа компании в глазах целевой аудитории и общения с клиентами. Для этого мы хотим добавить возможность создания отзывов и комментирования.

3. СТРУКТУРА И ОПИСАНИЕ

На сайте будет 9 разделов:

  • Главная страница;
  • О магазине;
  • Каталог (подразделы: тональная основа, пудра, тушь для ресниц, тени для век, помады, румяна, кисти);
  • Карточка товара;
  • Корзина;
  • Оформление заказа;
  • Доставка и оплата;
  • Блог.
  • Карточка блога.

3.1. Главная страница:

  • Шапка сайта с названием компании и логотипом бренда;
  • Контентный блок для описания акций;
  • Карта сайта;
  • Корзина;
  • Блоки разделов (Распродажа, Новая коллекция, Для веганов, Гипоаллергенно);
  • Партнёры;
  • Социальные сети;
  • Копирайт, контактные данные.

3.2 Общее оформление разделов:

  • Шапка;
  • Корзина;
  • Поиск по сайту, фильтры и сортировка;
  • Копирайт, контактные данные.

4. РАЗДЕЛЫ И СТРАНИЦЫ

4.1 Главная страница:

Шапка главной страницы — обложка с продукцией бренда, название и логотип. Карта сайта расположена под шапкой в одну строку. Ниже:

  • Строка поиска;
  • Корзина;
  • Фильтры поиска и сортировка;
  • Блок с акциями, текст на фоне изображения;
  • Блок с новыми коллекциями, текст на фоне изображения;
  • Блок этичной косметики с кнопкой "перейти" для перехода в раздел;
  • Блок с гипоаллергенной косметикой с кнопкой "перейти" для перехода в раздел;
  • Графические блоки с логотипами партнёров;
  • Логотипы с ссылками на социальные сети;
  • Нижняя панель с копирайтом (слева) и контактными данными (справа).

4.2 О магазине:

Страница оформляется по типовому шаблону: шапка и текстовый блок с описанием компании.

4.3 Каталог:

  • Строка поиска;
  • Корзина;
  • Фильтры поиска и сортировка;
  • Блок этичной косметики с кнопкой "перейти" для перехода в раздел;
  • Блок с гипоаллергенной косметикой с кнопкой "перейти" для перехода в раздел;
  • Блоки для каждого подраздела;
  • Логотипы с ссылками на социальные сети;
  • Нижняя панель с копирайтом (слева) и контактными данными (справа).

4.5 Подраздел:

В подразделе блоки товара чередуются в шахматном порядке: три блока меньшего размера, на следующей строке — два блока большего размера. В мобильной версии чередование происходит два через один блок.

  • Строка поиска;
  • Корзина;
  • Фильтры поиска и сортировка;
  • Позиции;
  • Список страниц с возможностью вернуться на первую и перейти на последнюю;
  • Логотипы с ссылками на социальные сети;
  • Нижняя панель с копирайтом (слева) и контактными данными (справа).

4.6 Карточка товара:

  • Строка поиска;
  • Корзина;
  • Фильтры поиска и сортировка;
  • Изображение товара слева;
  • Краткое описание справа;
  • Выбор модели;
  • Характеристики;
  • Логотипы с ссылками на социальные сети;
  • Нижняя панель с копирайтом (слева) и контактными данными (справа).
  • <... >

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Перечень технических требований:

  1. Корректное отображение в Google Chrome, Safari;
  2. Оптимизированная мобильная версия;
  3. Мета-теги для продвижения в Google и Yandex;
  4. Базовое разрешение десктопной версии 1024×768.

6. СЦЕНАРИИ

Сайт будет использоваться:

  1. Для продаж;
  2. Для изучения ассортимента и составления списка желаний;
  3. Для получения информации о продукции бренда.

7. КОНТЕНТ

Текстовый контент для всех разделов и карточек товаров создаёт исполнитель. Подготовка изображений, видео и постов в блог остаётся за заказчиком.

8. УСЛОВИЯ

Общий срок создания интернет-магазина составляет 60 дней. Из них:

  1. 20 — создание макетов и шаблонов;
  2. 30 — программирование и вёрстка;
  3. 10 — создание контента.

8.1 Этапы создания сайта:

  • Создание концепции интернет-магазина, разработка и согласование технического задания;
  • Разработка макета сайта, включающего все графические и интерактивные элементы;
  • Программирование и подключения модулей управления;
  • Подготовка контента — создание, оптимизация, согласование.
  • Тестирование предварительной версии сайта, при необходимости — внесение коррективов;
  • Запуск.

Разумеется, образец ТЗ на разработку сайта, который указан выше — всего лишь краткий, описанный в общих чертах вариант. Этого достаточно для того, чтобы разобраться с примерной структурой и содержанием.

Скачать пример технического задания на разработку сайта можно по данной ссылке.

Статьи в той же тематике